Home Mail Print

Разделы

Правовые коллизии. В фокусе внимания - вопросы таможенного и налогового регулирования

02.02.2011

Насущные вопросы налогообложения, хозяйственной деятельности и трудового права авиаперевозчиков на территории России обсуждались на конференции, организованной Общественным советом при центральном аппарате ФНС России и юридической фирмой Sameta.

В мероприятии, изобиловавшем примерами нестандартного применения действующего законодательства территориальными органами налоговой и таможенной служб, принял участие заместитель руководителя Росавиации Олег Клим. Во вступительном слове он сообщил аудитории о важности государственного регулирования в правоприменительной практике гражданской авиации. В частности, им были затронуты актуальные вопросы финансирования федеральных целевых программ, возмещения российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей, реализации программы субсидирования перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и обратно.

Заданную тему развивали юристы компании Sameta. В частности, старший юрист налоговой практики Алексей Евстигнеев затронул вопросы налогового администрирования, конкретизировав их в фокусе взаимоотношений налогоплательщика и налогового органа при проведении налоговых проверок.

С оценкой обоснованности получения налоговой выгоды при приобретении товаров, работ, услуг у «недобросовестных поставщиков» ознакомила собравшихся Людмила Баталова, руководитель налоговой практики. В целом ее выступление сводилось к известной формуле – у налогового органа достаточно ресурсов, чтобы доказать ваш скрытый умысел утаить от государства часть налогооблагаемых доходов посредством изощренных схем, о которых вы могли даже не предполагать.

При этом бремя опровержения любых конспирологических идей оппонентов из ФНС лежит на бухгалтерах и руководителях исследуемых предприятий.

О рисках, связанных с различными способами финансирования компаний, рассказал юрист налоговой практики Юлия Кузнецова.

Старший юрист налоговой практики Николай Пятницкий рассказал присутствовавшим об учете и экономической обоснованности расходов в виде процентов по долговым обязательствам в целях исчисления налога на прибыль.

Однако, куда ближе аудитории была тема таможенного регулирования временного ввоза самолетов в связи с началом действия таможенного законодательства недавно образованного таможенного союза. Всенародно продекларированные льготы, предусматривающие обнуление таможенных пошлин при временном ввозе зарубежных воздушных судов соответствующей вместимости, в том числе на условиях лизинга, по утверждению правоведов, таят «подводные камни».

С одной стороны, считает старший юрист налоговой практики Роман Денисов, таможенники считают данную технику товаром и полагают ее объектом налогообложения по НДС. При этом его коллега, Альберт Овсянников, предупреждает, что таможенные органы могут оспорить правомерность использования эксплуатантами временно ввезенных воздушных судов.

С другой стороны, в ФНС придерживаются абсолютно противоположной точки зрения: «Лизинг, являясь финансовой арендой и представляющий собой совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, не подпадает под определение товара. И, следовательно, не является имуществом, подлежащим налогообложению». Позиция налоговиков диктуется их априорным нежеланием предоставлять налогоплательщикам право заявлять вычет НДС, уплаченного при ввозе на территорию России авиационной техники, то есть товара. Налоговые органы делают вид, что в этих отношениях имеет место факт воза не товара, а услуг. Вывод налоговиков ошибочен, считает докладчик, попутно указывая и на ряд других расхождений в правовых оценках, в том числе в межправительственных соглашениях, которые на практике могут быть резюмированы исключительно в зависимости от «доброй воли» сотрудников таможенных и налоговых служб. Впрочем, какие взаимоотношения влечет за собой словосочетание «добрая воля», оратор не уточнил…

Шамиль Байбеков, обозреватель «ТР»


Возврат к списку



СОФТИС - разработка сайта