Разделы

Российский посредник для иностранной компании

27.03.2019

Российская компания покупает товар у компании-посредника из Гонконга и продает на российском рынке. Спустя время компания-посредник предложила российской компании продвигать ее бренд в России по агентскому договору. Может ли ФНС отслеживать данную цепочку взаимоотношений на территории иностранного государства?

Ответ ведущего юриста налоговой практики Sameta Дмитрия Рудакова:

В рамках данной ситуации можно выделить следующие потенциальные налоговые риски в России:

1) В соответствии со ст. 310 НК РФ роялти, выплачиваемые в адрес иностранной компании, не имеющей постоянного представительства в РФ, облагаются налогом у источника выплаты по ставке 20%. При этом, в соответствии с соглашением об избежании двойного налогообложения (далее – «СОИДН») с Гонконгом, ставка налога у источника выплаты ограничивается 3%. В то же время СОИДН с Китаем предусмотрена ставка налога у источника выплаты в размере 6%. Учитывая, что гонконгская компания не производит товар, а закупает его у китайского производителя, налоговые органы могут направить запрос в налоговый орган Гонконга для подтверждения факта транзитирования денежных средств третьему лицу или китайской компании. В случае подтверждения транзитного характера денежных средств налоговый орган попытается оспорить наличие фактического права на доход (далее – «ФПД») у гонконгской компании и отказать в применении пониженной ставки налога у источника выплаты дохода. При таких обстоятельствах существует высокий риск доначисления налога у источника выплаты исходя из стандартной ставки 20%. В то же время в случае отсутствия ФПД у гонконгской компании может быть подтверждено ФПД третьего лица или китайской компании путем подготовки писем и иных документов, подтверждающих ФПД в соответствии со ст. 312 НК РФ.

2) В случае, если российские налоговые органы получат информацию от иностранных коллег в Гонконге о характере движения денежных средств, о корпоративной структуре, а также о фактическом управлении компанией из РФ, существует риск того, что бенефициарным собственником дохода будет признан налоговый резидент РФ. Гонконгская компания, в случае осуществления контроля российскими налоговыми резидентами, может быть признана контролируемой иностранной компанией (далее – «КИК») в соответствии с главой 3.4. НК РФ. При таких обстоятельствах контролирующее лицо обязано подать уведомление о КИК. Также в соответствии с п. 2 ст. 25.15 НК РФ прибыль КИК приравнивается к прибыли, полученной контролирующим лицом, и подлежит налогообложению в России.

3) Налоговые органы РФ также могут попытаться оспорить правомерность учета расходов по роялти для целей налога на прибыль компании «А». При этом налоговые органы, прежде всего обратят внимание на:

• Наличие или отсутствие предмета сделки, самого интеллектуального права, отвечающего гражданско-правовым критериям для его признания;

• Аффилированность и взаимозависимость данных компаний, а также наличие согласованных действий при совершении сделок. В том числе, налоговые органы оценят нейтрализованность и направление денежных потоков взаимозависимых компаний;

• Налоговый орган также может проверить наличие коммерческой ценности бренда путем проведения экспертизы.

• В рамках проверки действительной ценности бренда налоговые органы также обратят свое внимание на то, продавался ли этот товар в РФ без данного бренда и расходов на его приобретение, на дату регистрации бренда, а также на то, является ли компания «А» единственным лицензиатом данного бренда.

Также внимание налоговых органов может привлечь потенциальное дублирование расходов в рамках предоставления схожих прав/услуг по лицензионному и агентскому договору.

В случае, если налоговым органам удастся доказать перечисленные выше факты, расходы по данным договорам не будут учитываться при расчете прибыли компании, что потенциально может повлечь доначисления по налогу на прибыль компании «А».

На данный момент российские налоговые органы могут взаимодействовать с налоговыми органами Гонконга и Китая следующим образом:

1) Посредством точечного обмена информацией в рамках подписанных СОИДН;

2) В рамках автоматического обмена налоговой информацией с Россией (CRS report).

В рамках автоматического обмена информацией российские налоговые органы могут получить доступ к следующей информации:

• данные банка, где открыт счет, и данные счета (номер, баланс);

• отчетный период компании;

• данные о клиенте банка – физическом лице - код страны, ИНН, ФИО, дата рождения, адрес проживания;

• данные о клиенте банка – юридическом лице - код страны, ИНН, наименование лица, адрес регистрации;

• данные о контролирующем лице компании (код страны, ИНН, ФИО, дата рождения, адрес проживания);

• поступления за отчетный период и остаток на счете на конец отчетного периода.

Данный перечень информации, доступной через автообмен, является закрытым, однако при необходимости налоговый орган также может направить точечный запрос по интересующей его информации.

Кроме того, в марте 2018 года в Гонконге вступил в силу новый закон о сборе и хранении информации о бенефициарных собственниках компаний. В отличии от Великобритании данные реестра не будут общедоступными, однако будут активно использоваться налоговыми, а также правоохранительными органами.

Источник: https://fd.ru/consult/40456-rossiyskiy-posrednik-dlya-inostrannoy-kompanii?ustp=W


Возврат к списку



СОФТИС - разработка сайта