Разделы

Legal Alert – Федеральный закон от 27.11.2017 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией о финансовых счетах и документацией по международным группам компаний)»

25.12.2017


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 27.11.2017
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (В СВЯЗИ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ
МЕЖДУНАРОДНОГО АВТОМАТИЧЕСКОГО ОБМЕНА
ИНФОРМАЦИЕЙ О ФИНАНСОВЫХ СЧЕТАХ
И ДОКУМЕНТАЦИЕЙ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ
ГРУППАМ КОМПАНИЙ)»
№ 340-ФЗ

Sameta Legal News

С 01.01.2018 Налоговый кодекс РФ (далее – «НК РФ») будет дополнен рядом новых1 норм, направленных на реализацию международного автоматического обмена информацией о финансовых счетах2 и документацией по международным группам компаний в связи с присоединением Российской Федерации к Многостороннему соглашению компетентных органов об автоматическом обмене страновыми отчетами с 27 января 2016 года.

Кроме того, внесение изменений в НК РФ касающихся международных групп компаний связано с внедрением инициативы 13 Action Plan on BEPS3 (Base Erosion Profit Shifting) – Плана по борьбе с размыванием налоговой базы и перемещением прибыли, разработанного OECD4 совместно со странами G20 еще в 2015 году.

По состоянию на 22.12.2017 к упомянутому соглашению в течение 2016-2017 годов присоединились уже 67 стран (в т.ч. Кипр, Ирландия, Швейцария, Мальта и т.д.), и уже почти во всех странах местное налоговое законодательство предусматривает сбор и передачу (автообмен) данных о международных группах компаний.

Компания Sameta предлагает ознакомиться с нововведениями и оценить их влияние на Ваш бизнес, а также оценить потенциальные обязательства в случае реструктуризации компании с 2018 года.

Вопрос: На какие компании распространяются новые нормы НК РФ в отношении автообмена документацией по международным группам компаний?

Ответ: Нормы распространяются на участников международной группы компаний (далее – «МГК»), к которым относится:

  • материнская компания МГК;
  • уполномоченный участник МГК;
  • участник МГК (лицо, входящее в состав МГК; лицо без образования юридического лица; постоянное представительство).

Международной группой компаний признается международная группа, в отношении которой составляется консолидированная отчетность в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, и в состав ее отчетности входит как минимум одна компания - налоговый резидент Российской Федерации, и хотя бы одна компания, которая не признается налоговым резидентом РФ.

Вопрос: Какие обязательства возлагаются на участников МГК?

Ответ: На участников МГК возлагается обязанность в виде подачи документации по международной группе, которая включает в себя:

  • уведомления об участии в международной группе компаний, и
  • страновые сведения по международной группе компаний (в случае если совокупная консолидированная выручка международной группы за финансовый год по данным МСФО составила менее 50 млрд. руб. действует освобождение от обязанности по подаче указанных документов).

Страновые сведения включают:

1. Глобальную документацию (аналог международному отчету «Master File») по международной группе компаний;

2. Национальную документацию участника («Local File») международной группы компаний;

3. Страновой отчет («Country-by-Country Report») по государствам.

Вопрос: Какие особенности при подаче уведомления об участии в МГК необходимо учитывать?

Ответ: При подаче уведомления необходимо обратить внимание на следующие моменты:

  • Налогоплательщики - участники международной группы компаний представляют в федеральный налоговый орган уведомление об участии в международной группе в электронной форме;
  • Уведомление подается в отношении каждого участника – налогового резидента РФ, если не установлено иное5;
  • Если материнская компания или уполномоченный участник не являются налоговыми резидентами РФ, участник международной группы вправе представить в налоговый орган уведомление в отношении всех компаний являющихся налоговыми резидентами РФ (в т.с. налогоплательщики, уже указанные в уведомлении, освобождаются от обязанности самостоятельной подачи уведомления);
  • Уведомление об участии в МГК представляется не позднее восьми месяцев с даты окончания последнего закончившегося финансового года6.

Таким образом, срок предоставления первого уведомления об участии в МГК по итогам 2017 года истекает 31 июля 2018 года;

  • Налогоплательщик вправе подать уточненное уведомление;
  • Существуют условия, при наличии которых налогоплательщиком может быть использовано освобождение от обязанности уведомлять налоговые органы об участии в МГК (в том числе, в случае, когда материнская компания или уполномоченный участник МГК являются налоговыми резидентами РФ7 и уведомляют российский налоговый орган обо всех участниках группы, признаваемых налогоплательщиками в соответствии с НК РФ);
  • Содержание уведомления: наименование участников группы, ИНН - участника группы, страны налогового резидентства участников группы, дата последнего дня периода формирования отчетности в соответствии с международными стандартами и т.д.;
  • Необходимо отметить, что формат уведомления об участии, а также порядок его оформления утверждает ФНС России. По состоянию на начало декабря 2017 года данный формат не утвержден.

Вопрос: Какие особенности при подаче страновых сведений необходимо учитывать участникам МГК?

Ответ: Предлагаем обратить внимание на особенности содержания отчетов, входящих в понятие «страновые сведения».

Представление странового отчета

По требованию федеральной налоговой службы у налогоплательщика может быть запрошен страновой отчет в отношении международной группы компаний.

Налогоплательщик, являющийся участником МГК и представивший уведомление об участии в этой группе, вправе не представлять в федеральный налоговый орган страновой отчет по этой группе в следующих случаях:

  • Страновой отчет уже был представлен (представляется) материнской компанией или уполномоченным участником группы;
  • Налогоплательщик является участником МГК, материнская компания или уполномоченный участник которой признаются налоговым резидентом иностранного государства (территории), в отношении которого соблюдаются все следующие условия:
    • Законодательством государства налогового резидентства материнской компании предусмотрена обязанность предоставления такого отчета;
    • Государство является участником международного договора по автоматическому обмену страновыми отчетами;
    • Государство не входит в перечень государств не исполняющих обязательства по автоматическому обмену информацией (прим. данный перечень не сформирован на 05.12.2017).
  • Налогоплательщик является участником МГК, совокупная консолидированная выручка которой составляет менее 50 млрд. руб. (пересчет по курсу валюты к рублю на дату окончания финансового года).

Предоставление глобальной документации по МГК

Глобальная и национальная документация8 9 представляются по требованию федерального налогового органа в течение трех месяцев с момента получения такого требования, но не ранее трех месяцев с даты окончания последнего закончившегося финансового года либо не ранее пятнадцати месяцев с даты, являющейся последним днем периода, за который составлялась бы консолидированная финансовая отчетность международной группы;

Требование о представлении документаций может быть направлено в ходе проведения проверок по контролируемым сделкам со взаимозависимыми лицами как российскими, так и иностранными налоговыми органами.

Вопрос: Какая ответственность10 предусмотрена участникам МГК за неисполнение налоговой обязанности?

Ответ: С 01.01.2018 предусмотрены санкции за налоговые правонарушения11:

  • За непредставление в срок уведомления об участии в МГК, равно как и предоставление уведомления, содержащего недостоверные сведения предусматривает штраф - 50 000 рублей;
  • За непредставление странового отчета по МГК, равно как и предоставление отчета, содержащего недостоверные сведения предусматривает штраф – 100 000 рублей;
  • За непредставление документации в соответствии со статьей 105.15 НК РФ, непредставление глобальной документации предусматривает штраф – 100 000 рублей.

Вопрос: Какие дополнительные полномочия предусмотрены для налоговых органов с 01.01.2018?

Ответ: К новым полномочиям налоговых органов можно отнести:

  • Передачу страновых отчетов компетентным налоговым органам иностранных государств;
  • Принятие, обработку, хранение и использование в рамках своих полномочий полученных страновых отчетов.

Новые положения НК РФ ограничивают использование страновых отчетов, так, информация полученная из отчета не может являться единственным доказательством неуплаты налогов.

Помимо прочего, с 01.01.2018 предусмотрена возможность участия иностранного налогового органа12 в камеральных и выездных налоговых проверках, а также в налоговом мониторинге в отношении налогового резидента РФ.



Контакты:

Екатерина Баширова
Старший юрист
налоговой практики
Sameta
bashirova@sameta.ru
+7 (495) 937 54 85 (-146)

Наталья Рюмшина
Налоговый консультант
Sameta
ryumshina@sameta.ru
+7 (495) 937 54 85 (-228)

1 Федеральный Закон № 340-ФЗ от 27.11.2017 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации».

2 Алерт о международном автоматическом обмене информацией о финансовых счетах будет представлен в следующем выпуске.

3 Среди задач Action Plan on BEPS можно выделить:

  • контроль над рисками, повышение прозрачности операций, укрепление налогового суверенитета,
  • основная цель - решения проблемы двойного необложения или неполного обложения налогами,
  • меры по борьбе с агрессивным налоговым планированием (полная/ частичная) неуплата налогов и т.д.

4 OECD (Organisation for Economic Co-operation and Development) - Организация экономического сотрудничества и развития.

5 В частности, за исключением иностранных организаций, получающих только доходы, указанные в статье 309 НК РФ;

6 Для такой международной группы компаний;

7 Или в случае, когда иностранное лицо в добровольном порядке признает себя налоговым резидентом РФ.

8 Содержание глобальной документации (составляется в произвольной форме): структура группы, деятельность группы, НМА группы, внутригрупповая финансовая деятельность группы и иное, в т. ч. консолидированная финансовая отчетность, информация об имеющихся соглашениях о ценообразовании (APA или tax rulings) в отношении внутригрупповых сделок;

9 Содержание национальной документации (составляется в произвольной форме): о деятельности налогоплательщика (в т.ч. структура управления, особенности ведения деятельности, описание конкурентной среды); о контролируемой сделке; финансовую информацию (бухгалтерская отчетность, финансовая информация, используемая при применении методов трансфертного ценообразования, сведения об используемых источниках информации и проч.);

10 За налоговые правонарушения, выявленные в отношении 2017-2020 годов, налоговые санкции не применяются;

11 Отдельно положениями ФЗ от 27.11.2017 №340-ФЗ предусмотрены существенные налоговые санкции для организаций финансового рынка в рамках международного автоматического обмена финансовой информацией в налоговых целях;

12 В случае если международным договором РФ по вопросам налогообложения предусмотрена возможность участия компетентного иностранного налогового органа.


Возврат к списку



СОФТИС - разработка сайта